Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос. Последним объясняются не только причины международного туризма, но и его интенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Этот объем велик и продолжает существенно увеличиваться в географических зонах, охватывающих индустриально развитые страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии с высокой покупательной способностью.
Для измерения внутреннего спроса обычно применяют следующие показатели: численность населения, ВНП на душу населения, количество мест во всех комплексах проживания. К странам с высоким внутренним спросом относятся Великобритания, Германия, Италия и Франция. Развивающиеся же страны, кроме Марокко и Туниса, в основном имеют очень низкий уровень внутреннего спроса. Однако некоторые страны, такие, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис, Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии международного туризма независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительствами этих стран (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Спрос на внутренний и международный туризм в 1991 г.
Страна Численность населения, млн человек ВНП на душу населения, долл. Число мест для туризма
внутреннего международного
Индустриальные страны
Германия 80,4 23,65 248014 37426
Дания 5,1 23,66 13440 10431
Испания 38,9 12,46 68079 77128
Франция 56,6 20,60 727052 372175
Италия 57,1 18,58 167496 87720
Нидерланды 15,2 18,56 39141 17206
Польша 38,3 1,83 55857 4551
Португалия 10,6 5,62 13404 21957
Великобритания 56,5 16,75 396000 18800
Развивающиеся страны
Марокко 27,6 1,03 11953 13400
Мьянма (быв. Бирма) 42,6 0,19 295 137
Сирия 13,0 1,00 1935 1715
Танзания 28,4 0,12 744 1265
Сенегал 7,6 0,72 68 1016
Шри-Ланка 17,2 0,50 494 2560
Того 3,6 0,41 31 257
Тунис 8,4 1,51 1350 12443
Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциации туристского продукта