Однако надо отличать мультипликатор от акселератора. Первый - это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй - отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.
Математически мультипликатор выражается формулой
где МРС - предельная склонность к потреблению;
1 - МРС - предельная склонность к накоплению.
Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуен в 1971 г.:
где j - категория туристов,j = 1,..., N;
i - вид предприятия, i = 1,..., n;
QJ - доля расходов, производимых туристами j-го типа, в общих расходах;
К ij - доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес i-го вида;
Vi - прямые и косвенные доходы, генерируемые единицей расходов, совершаемых бизнесом i-гo вида;
Xi - доля расходов местных жителей, совершаемых в бизнесе I-го вида, в общих потребительских расходах;
Zi- - доля от Xi, которая относится к изучаемой зоне.
При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.
Мультипликатор продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.
Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведенной продукции складируется, а не продается.
Оценка мультипликатора с помощью еще одного подхода (затраты - выпуск) в отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов