Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле
?P = B (1 – KA)-1??T,
где Р- затраты;
В - матрица коэффициентов затрат, В = m x п;
I - матрица идентичности (в элементарной алгебре I = 1);
К - матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении к матрице А сокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество;
А - матрица межотраслевых сделок в экономике;
Т- расходы туристов.
Этот метод можно применять также для определения изменений занятости в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:
?L = E (1 – KA)-1??T,
где L - занятость;
Е - матрица коэффициентов занятости, Е = m x п.
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.
Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.
Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается.
Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов