Если первоначально клиентами круизного бизнеса были пожилые, богатые североамериканцы, то теперь ситуация резко изменилась - в круиз могут отправляться и молодые люди среднего достатка. Круизный отдых стал новым видом туристского отдыха и получил свое бурное развитие в 90-х годах.
Число морских пассажиров во всем мире устойчиво возрастало и в 1980 г. превысило 1,5 млн человек. В 1993 г. их число увеличилось до 4,5 млн человек, а в 1996 г. достигло 6,5 млн человек. Доход от этого сектора в 1993 г. составил 6 млрд долл.
В 1985 г. в мире насчитывалось 120 круизных судов, а к 1994 г. их число увеличилось до 175 судов, т.е. на 55%. Наибольшая круизная компания "Карнивал Круиз Лайнс" образовалась в США в 1972 г., имея 21 корабль (31 159 коек). Далее идут: "Роял Карибиан" - 17 727 коек (11 судов), "П энд О Принсес" -15 188 коек (12 судов), "Клостерс" - 14 474 койки (17 судов), "Коста" - 8609 коек (8 судов), "Чандрис" -6684 койки (6 судов) и "Кунард" - 5376 коек (7 судов). Сейчас круизные компании расширяют свою флотилию, особенно "П энд О", которая в 1994-1997 гг. получила 1 млрд долл. инвестиций и смогла присоединить 3 новых судна к своей флотилии.
Основные круизные маршруты направляются в Карибский бассейн и Мексиканский пролив в основном для американского континента, который является крупнейшим в мире рынком круизов. За ним следует Средиземноморье. Потребность в длительных путешествиях вызывает увеличение числа новых круизных маршрутов: на Дальний Восток, Аляску и острова в южной части Тихого океана.
Вместе с увеличением мест назначения и расширением сегмента рынка для круизов развивается и более совершенный вид отдыха - круиз и перелет на самолете, в котором сочетается скорость воздушного транспорта с романтикой морского путешествия.
Посредники
В международном туристском бизнесе посредники являются связующим звеном между продавцами туристского продукта и их потребителями, создавая тем самым рынок туристских продуктов или усовершенствуя работу уже существующих рынков