Экономическая активность турагентств заключается в продажах туристских пакетов и билетов. Последнее иногда является основной деятельностью большинства агентств. Продажа билетов включает не только оформление заказов в транспортной области (на авиалиниях, морском или железнодорожном транспорте), но и сопутствующие туруслуги, такие, как страхование, услуги досуга, резервирование номеров в отелях и домах отдыха, а также автомобилей. Турагенты обычно получают 10% комиссионных от продажной цены туристского пакета, однако при продаже билетов и бронировании гостиниц считаются нормальными еще меньшие комиссионные - 8-9%, а при продаже дорожных чеков или иностранной валюты они берут не более 2% комиссионных. Только в редких случаях, в зависимости от цели торговли, эта цифра может дойти до 2,5%. Страховка обеспечивает турагентствам около 30% комиссионных, а прокат автомашин -около 10%.
В 2/3 американских турагентств большую часть от общего оборота составляют продажи авиабилетов. Для того чтобы продавать авиабилеты, турагентства должны быть аккредитованы в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или у авиакомпании - члена IATA. Некоторые международные ассоциации, например Мировая ассоциация турагентств (WATA), способствуют взаимопониманию между членами - агентствами во всем мире.
В табл. 4.9 приведены статьи доходов и расходов среднего турагентства с годовым оборотом в 1 млн долл., которое специализируется на продаже эксклюзив-туров и авиабилетов.
Таблица 4.9.
Бухгалтерский баланс среднего турагентства
Статья счета Млн долл.
Продажа
Эксклюзив-тур 530
Авиабилеты 330
Другие транспортные билеты 49
Страховка 10
Аренда автомобиля 3
Разное 78
Всего 1000
Доход
Комиссионные 96
Другие поступления 5
Всего 101
Затраты
Расходные чеки 46,5
Коммуникации 12
Реклама 3
Энергия 1,5
Администрация 6,5
Ремонт и содержание 0,5
Издержки размещения 12,5
Амортизация 2,5
Всего 85
Чистая прибыль 16
Источник: Trade Information.
Величина комиссионных доходов не изменялась в течение большого периода - почти 10 лет