В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм в основном из индустриальных стран. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма [23]. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг. Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму.
Роль генерального соглашения по торговле и услугам
Генеральное соглашение по торговле и услугам (GATS) - это один из аспектов Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по товарам и тарифам (ГАТТ) по либерализации мировой торговли, а именно по либерализации обмена услугами. Это соглашение создавалось как часть многостороннего продолжительного межправительственного торгового соглашения. Оно во многом применимо для туризма, в частности для специалистов, занимающихся туристской политикой.
По поручению ВТО в 1994 г. ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и неприбыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей.
Уругвайский раунд в основном был посвящен четкой идентификации и значительному снижению торговых барьеров. На практике это означает, что страны начинают многосторонний процесс взаимных уступок в доступе на свои рынки или устранения барьеров в торговле услугами.
GATS облегчает продвижение предлагаемых услуг, но обеспечение определенных услуг часто требует тесного персонального контакта продавца и клиента, поэтому так важна возможность передвижения основного персонала на рынки услуг