Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10, 3 млн иностранных гостей (табл. 8.1).
Таблица 8.1.
Численность иностранных граждан, посетивших СССР, страны СНГ и Российскую Федерацию в 1985-1995 гг., тыс.человек
Источник: ГКФТ России
Больше всего иностранцев в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии - всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма - 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты