Выбрать правильное объединение сложно, поскольку та же сталь может отпускаться потребителям (для литейных производств) не в виде проката, а в виде слитков; целлюлоза может поступать не только на бумажные комбинаты, но и на заводы искусственного волокна, где из нее делают вискозную пряжу, и т.д.
При горизонтальном агрегировании в одну группу объединяются, например, продукты, сходные между собой либо по экономическому назначению (различные виды зерна, топлива), либо по техническим условиям производства. Это связано, однако, с дополнительными трудностями. Логично объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее производство на тепловых и гидравлических станциях в корне различна. Любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется на ее показателях, необходимых для расчета. Наиболее рациональные способы агрегирования отраслей и продуктов определяются путем экономико-математических расчетов. Основным инструментом агрегирования почти во всех экономических расчетах является цена.
Между тем агрегированный характер туристской отрасли зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую "размывается" в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России (менее 1 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходы от продажи непосредственно турпутевок.
Недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития