Важной функцией рынка является также информационная. Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей и потребителей о состоянии экономики. Производитель, чтобы удержаться на рынке, вынужден постоянно заботиться об уровне издержек, и если они выходят за пределы определенной общественной (рыночной) нормы, то товары и услуги не находят сбыта, и предприятие терпит убытки. В конце концов оно будет вынуждено уйти с рынка, который в этом случае выполняет санирующую (оздоровительную) функцию.
Структура рынка. Общие принципы поведения предприятия на рынке определяются структурой рынка. Под структурой рынка понимают его внутреннее строение, наличие устойчивой связи между его элементами, каждый из которых имеет свою специфику. Существует множество критериев для ее характеристики, но наиболее распространенным является состояние конкурентной среды: численность продавцов и покупателей, степень дифференциации конкурирующих и схожести продаваемых товаров, уровень барьеров для проникновения новых конкурентов, способность продавцов и покупателей воздействовать на цены, величина издержек и структура затрат. Когда речь идет о структуре рынка, то имеется в виду не столько количество компаний и фирм, действующих на рынке, сколько острота конкуренции между ними.
Конкуренция необходимое условие существования рынка. Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях.
Во-первых, при наличии конкуренции фирмы создают только те товары и услуги, которые они в состоянии реализовать. Конкуренция воздействует на производство таким образом, чтобы оно максимально отвечало требованиям потребителей, иначе товар будет продан по низкой цене или останется нереализованным.
Во-вторых, конкуренция заставляет производителя рационально использовать ресурсы и постоянно повышать производительность труда, выбирая наиболее эффективную комбинацию факторов производства.
В-третьих, рыночная конкуренция заставляет производителя постоянно предлагать потребителю совершенно новую продукцию или улучшать уже существующую, чтобы получить более высокую прибыль