Одноотраслевые корпорации в промышленно развитых странах являются исключением. Расширение деятельности компаний связано с их стремлением повысить свою устойчивость на рынках сбыта и максимально использовать достижения технического прогресса.
Диверсификация и конгломерация производства становятся общей тенденцией развития экономики. Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что здесь продается схожая, но не идентичная продукция, которая производится относительно большим числом фирм, стремящихся выделить свой товар, подчеркивая его индивидуальность через качество, внешнее оформление, рекламу, товарные знаки и др.
В условиях диверсифицированного производства монополизация возможна в отношении не всей выпускаемой продукции, а только отдельных товаров. Поскольку каждая компания производит не идентичную, а схожую продукцию, то производитель стремится выделить свой товар, подчеркивая исключительность его потребительских свойств. Для этого используют популярные торговые марки, оригинальный дизайн и упаковку товара, специальную рекламу и др. Создание для некоторых своих товаров centerrьного положения позволяет компаниям повышать на них цены. Рынок монополистической конкуренции характерен для таких сфер, как розничная торговля, услуги, производство одежды, предметов гигиены и др.
Олигополия представляет собой тип рынка, где действуют несколько крупных и близких по объему продаж и степени влияния компаний, которым противостоит основная масса покупателей. Доля каждого производителя так велика, что изменение объема продаж любого из них ведет к колебаниям цен и оказывает определенное воздействие на поведение конкурентов, вызывая их ответную реакцию. Каждая компания может сама влиять на цены, как и при монополии, но рыночная цена определяется в результате действий всех продавцов.
Как и монополистическая конкуренция, олигополия олицетворяет собой наиболее ярко выраженную форму переплетения монополии и конкуренции. Олигополистический рынок практически монополизирован несколькими крупнейшими производителями, конкурирующими между собой