Речь идет о гигантских компаниях, вырастающих из рынка, мощь которых базируется на концентрации производства, техническом, технологическом и финансовом превосходстве, наличии высококвалифицированной рабочей силы, высоком качестве управления и ряде других факторов.
Формально олигополистический рынок нельзя считать абсолютно закрытым. Олигополии вынуждены постоянно отстаивать свое положение в конкурентной борьбе, а это предполагает непрерывное совершенствование производства. Конкуренция не дает возможности отдельному производителю в течение длительного периода присваивать более высокую по сравнению с другими фирмами прибыль.
Следует отличать монополию как единственного поставщика продукции в отрасли от монополии как формы господства не только над потребителями, но и над более мелкими производителями. С этих позиций олигополия представляет собой форму монополизированного рынка. Господствующее положение уже укрепившихся на таком рынке фирм создает определенные препятствия для проникновения на него новых продавцов, однако формально его нельзя считать абсолютно закрытым рынком. В результате концентрации производства и капитала практически во всех отраслях высокоразвитой экономики устанавливается определенная иерархия компаний.
Распределение мест в отрасли происходит стихийно, в ожесточенной конкурентной борьбе, когда проверяются возможности каждой компании в сфере производства и обращения, мощность их финансовой и научной базы. Быть лидером отрасли это значит иметь возможность сильнее, чем другие, воздействовать на рыночные процессы. Это положение необходимо постоянно отстаивать, что предполагает непрерывное совершенствование производства. Чтобы удерживать свои лидирующие позиции, компании стремятся:
- найти возможности и средства для увеличения совокупного спроса;
- увеличить свою долю в рынке, даже если он не растет;
- постоянно снижать издержки;
- защищать завоеванные позиции.
Крупные объединения соперничают с ограниченным количеством участников рынка