Возникает эффект масштаба, который отражает зависимость удельной себестоимости (издержек) от объема производства. Он позволяет относительно крупным фирмам производить и сбывать продукцию с более низкими средними издержками по сравнению с небольшими предприятиями. По мере роста объема оказываемых услуг происходит экономия затрат по управлению компанией, на закупках ресурсов большими партиями, на финансировании проектов, в распределении рисков. Нельзя не учитывать роль человеческого фактора и новой технологии. Крупные компании в состоянии более рационально использовать как квалифицированных специалистов (прежде всего в сфере управления), так и новейшее оборудование. Указанные факторы неизбежно ведут к изменению соотношения сил на конкретном рынке. В сфере туризма эффект масштаба достигается за счет увеличения спроса на определенные туры при переходе к групповому обслуживанию или диверсификации.
Однако концентрация производства сама по себе не гарантирует соответствующий рост доли рынка: необходим высокий уровень удовлетворения потребительских запросов, поэтому серьезным барьером для проникновения на определенный рынок является дифференциация производства, которая позволяет предложить потребителям больше разнообразных товаров, обладающих дополнительными потребительскими свойствами (услуги, гарантии и т.д.) и удовлетворяющих конкретную потребность покупателя. Однако чрезмерное увлечение дифференциацией может привести к росту издержек, и будущие конкуренты должны основательно подумать, прежде чем вступить в борьбу на новом рынке.
В сфере производства барьером для проникновения в отрасль выступает собственность на невоспроизводимые ресурсы и монопольный доступ к источникам сырья. Любая монополия неразрывно ! связана с ограниченностью ресурсов, что ведет к концентрации в руках крупнейших компаний не только необходимого сырья, высококвалифицированных специалистов, но и результатов научных исследований. Это позволяет крупным объединениям создавать практически непреодолимые барьеры для проникновения в конкретную отрасль и контролировать производство определенного товара