Обладая мощной материально-технической базой, научно-исследовательскими центрами и громадными денежными ресурсами, крупные компании владельцы патентов на новые изобретения в состоянии контролировать производство определенного товара или внедрение нового технологического процесса. Монопольное право на изготовление конкретного товара является важнейшим преимуществом крупных объединений по отношению ; к небольшим фирмам, которые лишены возможности применять ¦ новые методы или осваивать новые изделия без разрешения патентовладельцев. Широко используются также такие рычаги, как ноу-хау, налаженные связи с государственными учреждениями, ; позволяющие получить дополнительные льготы, наличие опыта работы на данном рынке, выгодное местоположение, проведение мощных рекламных кампаний и т.д
1.5. Развитие отрасли: темпы и факторы
Для того чтобы выявить особенности современного этапа разви- | тия туризма, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
В истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
1) до начала XIX в. предыстория туризма;
2) начало XIX начало XX вв. элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3) начало XX в. до Второй мировой войны начало становления социального туризма;
4) после Второй мировой войны (современный этап) массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические и социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития. Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.
Первый этап предыстория туризма. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение