Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор мест их размещения, мероприятия по созданию инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения предприятия, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек по прибытии туда туристов.
Специализация производства (в зависимости от ее видов) оказывает различное влияние на размещение предприятий отрасли. Так, предметная специализация определенным образом локализирует предприятия.
Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е. вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.
Особенности спроса в туризме
3.1. Спрос в туризме
С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны (рис. 3.1). Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.
Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса? Можно выделить три группы критериев:
1) географические;
2) социо-демографические;
3) психолого-поведенческие. Рассмотрим каждую из них подробнее. Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы:
- внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;
- туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки