Приведем примерный перечень социо-демографических и психолого-поведенческих критериев сегментирования туристского спроса.
Социо-демографические критерии (характеристика) туриста:
- возраст;
- пол;
- профессия;
- профессия главы семьи;
- величина населенного пункта, где постоянно проживает турист;
' количество членов семьи, сопровождающих туриста;
тип семьи;
; национальность;
- религиозные убеждения;
- наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств;
- доход семьи;
- доход на одного члена семьи. Психолого-поведенческие критерии (характеристика) туристского
поведения:
мотив поездки;
психологический портрет туриста;
сезонность;
организация поездки (туроператор);
форма поездки;
- используемые транспортные средства;
- используемые средства размещения;
- дальность поездки;
- длительность поездки;
- источники финансирования поездки;
консультанты и посредники в принятии решения о соверше
нии турпоездки.
Приведем примеры сегментирования спроса по некоторым из приведенных критериев. По возрастному признаку различают, например, молодежный туризм и туризм "сениоров"; имеет свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп от 30 до 45 лет, от 45 до 55 лет и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельского хозяйства, различных отраслей промышленности и т.п.). В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный и этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристские поездки.
Спрос на туристские услуги претерпел за последние 30 лет значительные изменения, и на современном этапе тенденции в спросе таковы:
- переход от активного к пассивному отдыху;
- специализация и индивидуализация в спросе;
- экспансия выездного туризма;
- экологизация мышления потребителя;
- расщепление основного отпуска;
- интенсификация туристского отдыха