Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до свершения акта купли-продажи. На принятие потребителем решения о покупке большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личностного и психологического характера. Путь к принятию решения о покупке состоит из нескольких этапов.
Осознание нужды или проблемы. Потребитель осознает цель путешествия (например, отправиться к святым местам).
Поиск информации. Потребитель обращается к источникам: личным (семья, друзья), коммерческим (реклама) и общедоступным (средства массовой информации). В результате сбора информации повышается осведомленность об имеющихся на туристском рынке производителях, их предложениях и т.д. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект вариантов, из которых сделает окончательный выбор.
Оценка вариантов. Потребитель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств (например, гостиница рассматривается месторасположение, специализация, категория, стоимость, обслуживание и др.). Каждый считает для себя приоритетными свойства, имеющие отношение непосредственно к личным нуждам и мотивам. Решение о покупке. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом ожидаемого семейного дохода, цены тура и выгод от его приобретения.
На принятие окончательного решения о покупке могут оказать влияние два фактора: отношение других людей и непредвиденные факторы обстановки.
В первом случае супруг может настаивать на выборе тура с проживанием в более дешевой гостинице. Это уменьшит вероятность покупки другого варианта.
Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить конкретную покупку (например, знакомый потребителя может поделиться с ним своими разочарованиями от поездки на данный курорт).
Кроме того, у потребителя существуют определенные приоритеты при выборе туристской фирмы