Принц странствовал шесть лет и изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Он пытался понять, можно ли жить без страданий. Однажды, когда он сидел под деревом, на него снизошло просветление. Это дерево называется деревом Бодхи. И принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, т. е. пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.
Во время своей первой проповеди он изложил четыре благородных истины:
1) "О страдании" - "Рождение - есть страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, желание - есть страдание";
2) "О причине страдания" - это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственным наслаждением и вожделением;
3) "О прекращении страдания" - это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается отречением от них";
4) "О пути прекращения страданий" - это благородный Восьмеричный путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий, способа поддержания жизни, памяти и сосредоточения.
Главная цель буддизма - нирвана (просветление). С достижением нирваны прекращается действие закона кармы, и верующий освобождается от колеса перерождений.
Будда ушел из жизни в возрасте 80 лет. Перед своей смертью он сказал: "Борьба с горем и страданием, уничтожение горя и страдания - это все, чему я учу". После смерти Будды состоялись три буддийских собора. На первом соборе ученики Будды передавали из уст в уста то, что поведал им учитель. Учение было записано лишь в I в. н. э.
Буддийский канон называется Трипитака(три корзины мудрости):
1) Виная питака - тексты по монашеской дисциплине и правильному нравственному воспитанию;
2) Сутра питака - тексты проповедей Будды;
3) Абхидхарма питака - систематическое изложение закона. Существует три вредных наклонности - страсть, ненависть и невежество. Противопоставить этим трем вредным привязанностям стоит "тройную драгоценность": Будда - дхарма (долг, закон) - сангха (монашеская община)