Рекреационные ресурсы в рекреационном хозяйстве выступают как условия рекреационной деятельности. Для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.
Ресурсную базу туризма составляют туристско-рекреационные ресурсы, которые тесно связаны между собой. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, эти ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Туристские ресурсы состоят из различных природных, культурно-исторических, а также социально-экономических объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.
Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.
Это означает, что для занятий туризмом недостаточно например, иметь только первые три составляющие. Кроме них необходимо обладать туристско-рекреационными ресурсами или создавать такие ресурсы. Это одна из важнейших специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая туристские ресурсы является наиболее дешевой в России (в настоящее время нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает (по статистике в Российской Федерации на конец 2000 г